Пусть никто не уйдет!..
читать дальшеВот еще один пример того, как из одного зерна, вопреки ботаническим законам, способны прорасти два совершенно различных цветка.
Любовь обреченная, несвершившаяся или любовь, уступившая обстоятельствам обыденности - тема вполне банальная как минимум по той причине, что практически каждый человек так или иначе участвовал в воплощении этой истории в собственной жизни - и, соответственно, реагирует на нее же, выраженную в литературной форме. Если, конечно, форма соответствует содержанию.
Практика показывает, что писать о погибших влюбленных и легко, и тяжело. Легко - потому что сама по себе тема обеспечивает определенную толику внимания читателей, тяжело - потому что умников, решивших проехаться на лошадке архетипической истории - пруд пруди, и соответственно пруд пруди творений разной степени слезливости.
Но, как известно, "песня - ничто, исполнение - все". Вот и в "Лепестках" наибанальнейшая завязка превращается в нечто куда посерьезней очередного смерть-фика, где пара погибших влюбленных и умывающийся слезами зал.
Не будучи знатоком матчасти, я понятия не имею, действительно ли в авиации тех времен была в ходу такая зверская метода. И, честно говоря, плевать хотела, потому что даже если ее не было - ее стоило бы придумать хотя бы ради того, чтобы действительно существовавшие зверства получили литературное отображение.
Они и получили.
Опять-таки, как и в "Сыре", повествование ведется от первого лица, а угадывающиеся реплики собеседника представляют собой одну большую обманку (почему так, поймет дочитавший), но достоверно отражают и характеры, и отношения. Я бы отметила некоторый избыток ласкательных выражений, в целом нехарактерных для мужчин, но бывают разные мужчины и различные ситуации, и в данном случае автор сумел остановиться на грани, за которой нежность превращается в нежничанье.
И косвенно объяснить состоянием аффекта те пассажи, которые можно счесть избыточно насыщенными.
Что до интриги, то угадать ее в принципе можно, в особенности имея перед глазами шапку со скромным обозначением жанра, но лично у меня не получилось. Может быть по той причине, что короткий текст эмоционально очень насыщен и полон, может быть, из-за личной читательской тупости. Но Лиос ухитрился вложить в небольшой объем всю историю и предысторию конфликта, реакции персонажей, описания второстепенных персонажей, некоторый слэнг тех времен (за "красномордого" особенное спасибо, я оценила мрачный юмор) - и результат.
А результат - как контрастный душ. Обжигает. Навскидку подряд две цитаты, каждая из которых, будучи вырванной из контекста, резала бы глаз:
Не смейся, я знаю, это глупо звучит... не бывает любви на войне, смысла в ней нет, я сам это говорил, я помню. Только я тебя все равно люблю, славный мой. Ты простишь мне, что я тебе это никогда раньше не говорил? Простишь? Вот и хорошо. Просто я только там посреди поля это понял. Как я тебя люблю. Всего тебя люблю... губы твои пересохшие, пальцы закоченевшие, глаза твои – сине-серые, челку твою темно-русую, сердечко твое... славное... Нежный мой, сладкий мой, искренний, люби...
Избыток нежничанья, правда? Характерный для страдающих маниа аморе, в особенности для тех, кто уже знает или чувствует, что ничего хорошего из владеющего ими чувства не получится. Не сбудется. И цепляющихся за ритуальные слова и действия ради возможности сохранить хотя бы иллюзию, раз уж реальность к ним неблагосклонна.
И следом:
Спрятать револьвер. Отойти от могилы. Присмотреть, чтоб солдаты закопали их так вот, не трогая – вместе. Игорь ведь так спешил, за два дня вместо положенной недели умудрился самолет заставить взлететь, не его вина, что эту чертову директиву выполняют так неукоснительно... это даже не вина комиссара Смирнова, впрочем, комиссара уже закопали, а вот к Игорю подойти боялись – он же мозгами двинулся совсем, как узнал, что Ромку успели расстрелять.
Тот самый пример псевдореализма, за который стоило бы сильно бить - если бы не то, что в "Лепестках" он не самоцель, а сознательно подобранный авторский метод. "Холодно" - "Горячо" - "Попался!", мы все в той или иной форме играли в эту игру.
"Попался" вывод.
Потому что – война. Самая гадкая из всех войн – гражданская...
Вполне и вполне достойный уважения вывод, как я полагаю. При всей его внешней наивности. Понятно, что "война - это плохо", но для среднестатистического читателя, не увлекающегося историей, война, и тем более гражданская - строчки из учебника, где "наступление", "командарм такой-то", "приказ", "постановление" и прочий программный бред.
"Лепестки" его превращают в историю вполне живую, натуральную, применимую к обыденной жизни и потому действительно страшную, какой и должна быть история о войне.
Любовь обреченная, несвершившаяся или любовь, уступившая обстоятельствам обыденности - тема вполне банальная как минимум по той причине, что практически каждый человек так или иначе участвовал в воплощении этой истории в собственной жизни - и, соответственно, реагирует на нее же, выраженную в литературной форме. Если, конечно, форма соответствует содержанию.
Практика показывает, что писать о погибших влюбленных и легко, и тяжело. Легко - потому что сама по себе тема обеспечивает определенную толику внимания читателей, тяжело - потому что умников, решивших проехаться на лошадке архетипической истории - пруд пруди, и соответственно пруд пруди творений разной степени слезливости.
Но, как известно, "песня - ничто, исполнение - все". Вот и в "Лепестках" наибанальнейшая завязка превращается в нечто куда посерьезней очередного смерть-фика, где пара погибших влюбленных и умывающийся слезами зал.
Не будучи знатоком матчасти, я понятия не имею, действительно ли в авиации тех времен была в ходу такая зверская метода. И, честно говоря, плевать хотела, потому что даже если ее не было - ее стоило бы придумать хотя бы ради того, чтобы действительно существовавшие зверства получили литературное отображение.
Они и получили.
Опять-таки, как и в "Сыре", повествование ведется от первого лица, а угадывающиеся реплики собеседника представляют собой одну большую обманку (почему так, поймет дочитавший), но достоверно отражают и характеры, и отношения. Я бы отметила некоторый избыток ласкательных выражений, в целом нехарактерных для мужчин, но бывают разные мужчины и различные ситуации, и в данном случае автор сумел остановиться на грани, за которой нежность превращается в нежничанье.
И косвенно объяснить состоянием аффекта те пассажи, которые можно счесть избыточно насыщенными.
Что до интриги, то угадать ее в принципе можно, в особенности имея перед глазами шапку со скромным обозначением жанра, но лично у меня не получилось. Может быть по той причине, что короткий текст эмоционально очень насыщен и полон, может быть, из-за личной читательской тупости. Но Лиос ухитрился вложить в небольшой объем всю историю и предысторию конфликта, реакции персонажей, описания второстепенных персонажей, некоторый слэнг тех времен (за "красномордого" особенное спасибо, я оценила мрачный юмор) - и результат.
А результат - как контрастный душ. Обжигает. Навскидку подряд две цитаты, каждая из которых, будучи вырванной из контекста, резала бы глаз:
Не смейся, я знаю, это глупо звучит... не бывает любви на войне, смысла в ней нет, я сам это говорил, я помню. Только я тебя все равно люблю, славный мой. Ты простишь мне, что я тебе это никогда раньше не говорил? Простишь? Вот и хорошо. Просто я только там посреди поля это понял. Как я тебя люблю. Всего тебя люблю... губы твои пересохшие, пальцы закоченевшие, глаза твои – сине-серые, челку твою темно-русую, сердечко твое... славное... Нежный мой, сладкий мой, искренний, люби...
Избыток нежничанья, правда? Характерный для страдающих маниа аморе, в особенности для тех, кто уже знает или чувствует, что ничего хорошего из владеющего ими чувства не получится. Не сбудется. И цепляющихся за ритуальные слова и действия ради возможности сохранить хотя бы иллюзию, раз уж реальность к ним неблагосклонна.
И следом:
Спрятать револьвер. Отойти от могилы. Присмотреть, чтоб солдаты закопали их так вот, не трогая – вместе. Игорь ведь так спешил, за два дня вместо положенной недели умудрился самолет заставить взлететь, не его вина, что эту чертову директиву выполняют так неукоснительно... это даже не вина комиссара Смирнова, впрочем, комиссара уже закопали, а вот к Игорю подойти боялись – он же мозгами двинулся совсем, как узнал, что Ромку успели расстрелять.
Тот самый пример псевдореализма, за который стоило бы сильно бить - если бы не то, что в "Лепестках" он не самоцель, а сознательно подобранный авторский метод. "Холодно" - "Горячо" - "Попался!", мы все в той или иной форме играли в эту игру.
"Попался" вывод.
Потому что – война. Самая гадкая из всех войн – гражданская...
Вполне и вполне достойный уважения вывод, как я полагаю. При всей его внешней наивности. Понятно, что "война - это плохо", но для среднестатистического читателя, не увлекающегося историей, война, и тем более гражданская - строчки из учебника, где "наступление", "командарм такой-то", "приказ", "постановление" и прочий программный бред.
"Лепестки" его превращают в историю вполне живую, натуральную, применимую к обыденной жизни и потому действительно страшную, какой и должна быть история о войне.
@темы: Отзыв
Одно только дернуло - Не будучи знатоком матчасти, я понятия не имею, действительно ли в авиации тех времен была в ходу такая зверская метода
Зуб даем я и Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Василий Кубарев.
К.
Так приятно видеть на сообществе полноценные читательские отзывы, такие личностные, искренние, вдумчивые, обоснованные. Прочла оба с огромным удовольствием. Спасибо ))))
Не желаете присоединиться?