Пусть никто не уйдет!..
Сразу хочу сказать: любители чего-то совершенно нового и оригинального от этого текста будут не в восторге, зато фанатам соответствующего ОТП фик согреет душу. "Шаг вперед" уютен, написан добросовестно и с любовью, задевает привычные струнки в душе читателя, - словом, текст заслуживает внимания.
читать дальше
Относительно идеи фика. Победа через отступление - принцип давний, описанный еще Сунь Цзы и вполне применимый к вопросам взаимоотношений, каковым и посвящен этот текст. Сюжет его в основном касается отношений, описания внешних событий в нем сведены к минимуму, и акцент делается на достижении парой точки определенного равновесия - чего, насколько я понимаю, автор и желал. И вполне удачно реализовал задумку. В тексте нет эпических битв и масштабных интриг, но и сферической лавстори в вакууме можно не опасаться - достаточно подробно описаны события канона, дана авторская трактовка происходящего с уклоном в уточнение реакций и намерений, хорошо изображена эмоциональная сфера персонажей, и сами персонажи верибельны. Можно поспорить относительно того или иного нюанса в поведении главных героев, но определение степени ООС - дело неблагодарное и бесполезное, в особенности когда вопрос касается популярной пары, по отношению к которой едва ли не у каждого читателя найдется свое мнение. В данном случае предупреждение "легкий ООС" в шапке воспринимается скорее как попытка вежливо и загодя отбить все возможные претензии экстремальных канонистов и тех читателей, чье восприятие данной пары отличается от авторского, чем предупреждение о категорических различиях с каноническими характерами.
Что касается сюжета. Стандартная завязка в виде пьяного до синевы Абараи и дорвавшегося до сладкого капитана превращается в сложную историю с многочисленными флэшбеками, перемежающими основную сюжетную линию. Флэшбеки, надо сказать, хронологически переставлены местами - и этот прием привлечения внимания довольно эффективен, хотя и может вызвать недоумение читателя. Хорошо прописано нарастающее напряжение, реакции персонажей, эмоциональная подоплека их поступков - в описании драк, секса, ссор и признаний, - словом, при описании практически любого состояния эмоционального напряжения автор чувствует себя уверенно, и это не может не радовать. Стандартный же ход развития сюжета в виде пары, вынужденной находиться в постоянном контакте, на периферии сопровождающийся конспективным изложением политических и военных дел, придает сюжету некоторую динамику, но в целом автор ставит не на интенсивный событийный ряд, а на медленную (м.б., даже искусственно замедленную) трансформацию имеющихся точек соприкосновения в полноценные эмоциональные связи. Неторопливое изложение без резких рывков в ту или иную сторону дает читателю возможность проникнуться проблемами персонажей, тщательно выписанный обоснуй относительно реакций персонажей не вызывает недоверия. К сожалению, заметны моменты, когда автор, стремящийся максимально полно изложить нюансы отношений, укладывает эти детали слишком плотно - и, к сожалению, динамика текста от этого страдает, приобретая излишнюю, на мой взгляд, неторопливость. Впрочем, само по себе и это не недостаток, поскольку текст невелик по объему - соскучиться читатель не успевает. Вероятно, автор интуитивно чувствует грань между подробным описанием и затянутостью, старается на ней удержаться, но удается это не всегда.
Хорош открытый финал, в котором нет избыточного флаффа, свадебных колоколов и строгой определенности ситуации. Некоторый люфт восприятия остается, и это соответствует теме текста - отношения редко достигают какого-то окончательного и бесповоротного конца, и в данном случае этот факт отражен в формулировке финала, что не может не радовать. Нельзя сказать, что сюжет насыщен событиями, но уж те, что есть, описаны подробно и со вкусом. Аналогично обстоят дела с конфликтом, движущим сюжет: принципиальной новизны в нем нет, но цели текста он вполне соответствует.
Относительно персонажей, как главных, так и второстепенных: и те, и другие описаны добротно; кое-где реакции показались мне несколько натянутыми, но критичным недостатком это не назовешь. Второстепенных персонажей немного, они явно нужны автору для лучшего раскрытия характеров главных, и выглядят, может быть, самую малость схематично, но достаточно гладко для того, чтобы их словам и действиям можно было верить. Серьезных недостатков в психологических реакциях персонажей не наблюдается; может быть, стоило сделать дополнительный акцент на изменениях, которые претерпевают герои с течением времени (особенно по сравнению с флэшбеками, где действуют те же персоналии), но нехватка этого контраста объяснима реалиями канона. Удивляет то, что автор делает ударение на относительной юности героев и при этом описывает их устоявшимися личностями. Возможно, что этот акцент образовался непроизвольно, будучи написан ради возможности более полно описать внешность героев, но впечатление складывается неоднозначное: юность, насколько мне известно, даже у шинигами слабо совместима со статичностью. В данном тексте эволюция касается более отношений, чем персонажей - опять-таки, возможно, что это связано с тем, что во флэшбеках описательный стиль значительно перевешивает все остальное, а текущий момент более подробен и динамичен.
Однако в целом я не могу сказать, что персонажи вообще не меняются; они меняются, но скорее в деталях реакций, а не тотально. Это, повторюсь, объяснимо каноном, но если автор хотел показать не только эволюцию отношений, но и становление личностей как таковых, то эта задача решена в лучшем случае наполовину.
Относительно особенностей стиля. Очень ощутима разница между описаниями и диалогами. Описывать автор умеет и любит, а вот диалогам такой любви не досталось - их немного, что тоже снижает динамику. Если это авторский прием, то автор несколько с ним переборщил, но за пределы нормы не вышел. Очень хорошо отображена логика и восприятие персонажа в состоянии опьянения - тут и прерывистость, даже некоторая цикличность мыслей, и неравномерность лексики, и речь, обращенная к самому себе, и алогичность мышления. Те же моменты с мысленным обращением к собеседнику либо себе самому в нештатных для героя ситуациях дают ощущение достоверности, как и говорящие мелкие детали вроде надломленного о футон ногтя. Кое-где, впрочем, эти детали воспринимаются не как неотъемлемая часть текста, а как необязательный, но приятный бонус, этакая кремовая розочка на торте. К сожалению, с подбором лексики в тексте дела обстоят хуже, чем с отображением внутренней логики персонажей. Некоторые изыски вроде "...хаори убралась, кенсейкан убрался, рейацу давящая надменная убралась..." лично у меня вызывают недоумение - глагол, отображающий действие, в данном случае спорен. И такой момент в тексте, к сожалению, не один - после "Ренджи первый раз видел его без кенсейкана. А еще - без дурацкой игрушки на голове..." у читателя возникает резонное недоумение по поводу выбранного способа описания повторяющейся детали. То же самое касается авторской пунктуации: выражать с ее помощью интонации и акценты - дело хорошее и нужное, но количество тире в данном конкретном тексте чрезмерно, и в половине случаев интонацию можно было бы без потерь передать с помощью запятых.
По отношению к канону и фанону "Шаг" вполне нейтрален. Есть некоторые штампы, но их количество не настолько велико, чтобы вызвать отторжение. Могут возникнуть вопросы относительно таймлайна, но сюжет достаточно свободен, так что в принципе укладывается в хронометраж. В целом я могу только пожелать автору делать то, что автор уже умеет, не хуже, чем сейчас - и, фигурально выражаясь, осваивать новые территории.
читать дальше
Относительно идеи фика. Победа через отступление - принцип давний, описанный еще Сунь Цзы и вполне применимый к вопросам взаимоотношений, каковым и посвящен этот текст. Сюжет его в основном касается отношений, описания внешних событий в нем сведены к минимуму, и акцент делается на достижении парой точки определенного равновесия - чего, насколько я понимаю, автор и желал. И вполне удачно реализовал задумку. В тексте нет эпических битв и масштабных интриг, но и сферической лавстори в вакууме можно не опасаться - достаточно подробно описаны события канона, дана авторская трактовка происходящего с уклоном в уточнение реакций и намерений, хорошо изображена эмоциональная сфера персонажей, и сами персонажи верибельны. Можно поспорить относительно того или иного нюанса в поведении главных героев, но определение степени ООС - дело неблагодарное и бесполезное, в особенности когда вопрос касается популярной пары, по отношению к которой едва ли не у каждого читателя найдется свое мнение. В данном случае предупреждение "легкий ООС" в шапке воспринимается скорее как попытка вежливо и загодя отбить все возможные претензии экстремальных канонистов и тех читателей, чье восприятие данной пары отличается от авторского, чем предупреждение о категорических различиях с каноническими характерами.
Что касается сюжета. Стандартная завязка в виде пьяного до синевы Абараи и дорвавшегося до сладкого капитана превращается в сложную историю с многочисленными флэшбеками, перемежающими основную сюжетную линию. Флэшбеки, надо сказать, хронологически переставлены местами - и этот прием привлечения внимания довольно эффективен, хотя и может вызвать недоумение читателя. Хорошо прописано нарастающее напряжение, реакции персонажей, эмоциональная подоплека их поступков - в описании драк, секса, ссор и признаний, - словом, при описании практически любого состояния эмоционального напряжения автор чувствует себя уверенно, и это не может не радовать. Стандартный же ход развития сюжета в виде пары, вынужденной находиться в постоянном контакте, на периферии сопровождающийся конспективным изложением политических и военных дел, придает сюжету некоторую динамику, но в целом автор ставит не на интенсивный событийный ряд, а на медленную (м.б., даже искусственно замедленную) трансформацию имеющихся точек соприкосновения в полноценные эмоциональные связи. Неторопливое изложение без резких рывков в ту или иную сторону дает читателю возможность проникнуться проблемами персонажей, тщательно выписанный обоснуй относительно реакций персонажей не вызывает недоверия. К сожалению, заметны моменты, когда автор, стремящийся максимально полно изложить нюансы отношений, укладывает эти детали слишком плотно - и, к сожалению, динамика текста от этого страдает, приобретая излишнюю, на мой взгляд, неторопливость. Впрочем, само по себе и это не недостаток, поскольку текст невелик по объему - соскучиться читатель не успевает. Вероятно, автор интуитивно чувствует грань между подробным описанием и затянутостью, старается на ней удержаться, но удается это не всегда.
Хорош открытый финал, в котором нет избыточного флаффа, свадебных колоколов и строгой определенности ситуации. Некоторый люфт восприятия остается, и это соответствует теме текста - отношения редко достигают какого-то окончательного и бесповоротного конца, и в данном случае этот факт отражен в формулировке финала, что не может не радовать. Нельзя сказать, что сюжет насыщен событиями, но уж те, что есть, описаны подробно и со вкусом. Аналогично обстоят дела с конфликтом, движущим сюжет: принципиальной новизны в нем нет, но цели текста он вполне соответствует.
Относительно персонажей, как главных, так и второстепенных: и те, и другие описаны добротно; кое-где реакции показались мне несколько натянутыми, но критичным недостатком это не назовешь. Второстепенных персонажей немного, они явно нужны автору для лучшего раскрытия характеров главных, и выглядят, может быть, самую малость схематично, но достаточно гладко для того, чтобы их словам и действиям можно было верить. Серьезных недостатков в психологических реакциях персонажей не наблюдается; может быть, стоило сделать дополнительный акцент на изменениях, которые претерпевают герои с течением времени (особенно по сравнению с флэшбеками, где действуют те же персоналии), но нехватка этого контраста объяснима реалиями канона. Удивляет то, что автор делает ударение на относительной юности героев и при этом описывает их устоявшимися личностями. Возможно, что этот акцент образовался непроизвольно, будучи написан ради возможности более полно описать внешность героев, но впечатление складывается неоднозначное: юность, насколько мне известно, даже у шинигами слабо совместима со статичностью. В данном тексте эволюция касается более отношений, чем персонажей - опять-таки, возможно, что это связано с тем, что во флэшбеках описательный стиль значительно перевешивает все остальное, а текущий момент более подробен и динамичен.
Однако в целом я не могу сказать, что персонажи вообще не меняются; они меняются, но скорее в деталях реакций, а не тотально. Это, повторюсь, объяснимо каноном, но если автор хотел показать не только эволюцию отношений, но и становление личностей как таковых, то эта задача решена в лучшем случае наполовину.
Относительно особенностей стиля. Очень ощутима разница между описаниями и диалогами. Описывать автор умеет и любит, а вот диалогам такой любви не досталось - их немного, что тоже снижает динамику. Если это авторский прием, то автор несколько с ним переборщил, но за пределы нормы не вышел. Очень хорошо отображена логика и восприятие персонажа в состоянии опьянения - тут и прерывистость, даже некоторая цикличность мыслей, и неравномерность лексики, и речь, обращенная к самому себе, и алогичность мышления. Те же моменты с мысленным обращением к собеседнику либо себе самому в нештатных для героя ситуациях дают ощущение достоверности, как и говорящие мелкие детали вроде надломленного о футон ногтя. Кое-где, впрочем, эти детали воспринимаются не как неотъемлемая часть текста, а как необязательный, но приятный бонус, этакая кремовая розочка на торте. К сожалению, с подбором лексики в тексте дела обстоят хуже, чем с отображением внутренней логики персонажей. Некоторые изыски вроде "...хаори убралась, кенсейкан убрался, рейацу давящая надменная убралась..." лично у меня вызывают недоумение - глагол, отображающий действие, в данном случае спорен. И такой момент в тексте, к сожалению, не один - после "Ренджи первый раз видел его без кенсейкана. А еще - без дурацкой игрушки на голове..." у читателя возникает резонное недоумение по поводу выбранного способа описания повторяющейся детали. То же самое касается авторской пунктуации: выражать с ее помощью интонации и акценты - дело хорошее и нужное, но количество тире в данном конкретном тексте чрезмерно, и в половине случаев интонацию можно было бы без потерь передать с помощью запятых.
По отношению к канону и фанону "Шаг" вполне нейтрален. Есть некоторые штампы, но их количество не настолько велико, чтобы вызвать отторжение. Могут возникнуть вопросы относительно таймлайна, но сюжет достаточно свободен, так что в принципе укладывается в хронометраж. В целом я могу только пожелать автору делать то, что автор уже умеет, не хуже, чем сейчас - и, фигурально выражаясь, осваивать новые территории.
@темы: Отзыв
Я не буду расписывать ответ, потому что большую часть уловок, как и промахов, описали достоверно и правильно. К тому же, читателю виднее.
Спасибо.
Я только надеюсь, что желания писать тебе этот отзыв не отобьет; фик-то хороший. И можно лучше, да.
www.diary.ru/~multifandom/p44684622.htm#
Читайте с удовольствием
Пожалуйста.
Mister_Key, кстати, может действительно стоит указывать ссылки на исходный фик? *смущенно* А то сам искал порядочное количество времени.
Вообще под правилами в шапке сообщества есть архивная запись, в которой даны ссылки на все фики.