Название: NON BIS IN IDEM*
Автор: Катри Клинг
Фандом: «Универсальный солдат»
Pairing: Эндрю Скотт/Люк Девро, (и немножко Ронни/Люк, Люк/ОМП).
Рейтинг: R
Жанр: romancе, drama, memories
Краткое содержание: Действие в фике происходит спустя год после событий фильма/книги. Из взвода универсальных солдат уцелел только один. Он больше не Джи-эр`44, теперь он Люк Девро. Но он едва ли когда-нибудь станет человеком по-настоящему, слишком большим изменениям подвергся его организм, и в первую очередь – мозг. Люку тяжело адаптироваться к жизни в нормальных условиях, он с трудом понимает окружающий его мир, а смерть сержанта лежит на сердце мертвым грузом. Чтобы снять тяжесть с души, Люк впервые решает действовать самостоятельно, не спрашивая совета у жены...
Предупреждение 1: фанфик не претендует на историческую достоверность! Книга и фильм есть произведения глубоко художественные и не всегда соответствуют жизненным реалиям. Автор по возможности старался идти в ногу с реальностью, но если где-то не получилось, то пусть будет стыдно Арчу Стрэнтону. )))
Предупреждение 2: И да, автор прекрасно отдает себе отчет в том, что у него получился дамский роман, а не военная драма. )))
Disclaimer: все не мое, ни на что не претендую и прибыли не получаю.
Отмазка: во всем виновата Эстебан Бореад со своим фиком Casus Belli. Она – идейный вдохновитель и откручиватель моей бедной больной головы. )))
*Non bis in idem (лат.) – не наказывают дважды (за одно и тоже).
Фамилия "Девро" французская, читается [Дэвр
о] - с ударением на последний слог.
Солдаты сходили с ума кто в разгар боя, кто в патруле, кто, вернувшись в лагерь, кто в отпуске, а кто и месяц спустя после возвращения домой. Помешательство стало неотъемлемой частью службы во Вьетнаме. И этот синдром продолжается и четверть века спустя.
Ильинский М. М. «Индокитай: Пепел четырех войн» (1939-1979 гг).
Пролог
Пролог
Высокий мужчина в промокшем насквозь камуфляже переступает порог. Ронни в ужасе зажимает себе рот ладонью, чтобы не закричать. Мужчина не смотрит в ее сторону. Он видит только Люка. И Люк перестает замечать все, что творится вокруг. Для него сейчас существует лишь этот человек. «Вернулся», - стучит в мозгу, и Люк понимает, что нужно как-то объяснить семье, успокоить их, это ведь совсем не тот, о ком они подумали… Но Люк не может вымолвить ни слова.
А мужчина медленно идет к нему, говоря:
- Отличная ферма, Девро. Все именно так, как ты рассказывал.1. Мистер Робертс получает письмо
читать дальше
Люк сидит на фоне сине-белой эмблемы компании Си-Эн-Эй, глядя в камеру, и ему кажется, что это автоматное дуло. Он привык к камерам, но все равно чувствует себя как под прицелом. Строка подсказки бежит по экрану, бежит без остановки, но Люк не смотрит на подсказку, он и так знает текст:
- …никто из нас не хотел продолжать войну…
Он не видит лиц людей, стоящих за стеной слепящего света, но люди там, их много, и они ждут команды режиссера. Стоит тому подать знак, как вокруг Люка засуетится десяток служащих – его будут гримировать, поправлять костюм, волосы… Всегда наготове стакан воды и чашка кофе. Люку хочется бросить все это, но люди так добры. Они искренне хотят помочь и хорошо к нему относятся. Некрасиво просто взять и уйти. К тому же он подведет Ронни, а для нее так важна работа.
И Люк говорит:
- …все, чего нам хотелось – просто вернуться домой…
Сейчас Люк знает, откуда у него акцент. Раньше не понимал, о чем его спрашивают – мол, говорит он странно. А теперь вспомнил. Он много чего вспомнил. И Ронни, похоже, догадалась о том, какие именно воспоминания к нему вернулись. Так уж получилось, что Ронни знает о нем все.
- …никто не знал, наступит ли следующий день…
В студию каждую неделю приносят много писем. Сначала это просто небольшие пачки, перевязанные бечевкой. Затем их доставляют с почты мешками. И в письмах люди пишут, что им нравится его акцент. И улыбку его хвалят. И просят написать им что-нибудь.
Люк – единственный, оставшийся в живых из их взвода. Вся слава досталась ему. Вся боль досталась ему. Только Ронни, кажется, не понимает про боль. Она понимает сенсацию. Репортаж. Надо помочь Ронни, он ей обещал, но каждый раз слово держать все труднее. Люку трудно говорить об этом. Люк пока не осознал до конца, что же все-таки ему мешает. Надо объяснить Ронни, почему он не может и дальше приходить сюда на съемки. Только вот поймет ли она его? Для объяснения студия не годится. Им не нужен скандал, лучше поговорить дома. Ронни всегда просит подождать с разговорами до дома. Правда, дома она бывает редко. И, пока он еще ничего не объяснил, надо работать.
И Люк говорит:
- …бой закончился, но война до сих пор идет.
- Камера, стоп! Всем спасибо! Следующая запись в понедельник, двенадцатого ноября. Студия желает вам удачных выходных.
Люк спрыгивает с высокого табурета. Софиты гаснут один за другим, и Люк прикрывает ладонью уставшие от яркого света глаза.
- Прекрасно. Люк, ты уже держишься, как настоящий телеведущий. Ты уверен, что никогда раньше не стоял перед камерой?
Люк не смотрит на режиссера. Ему хочется уйти отсюда прямо сейчас. И больше не возвращаться.
Они вместе сидят в монтажной, пьют кофе и просматривают отснятый материал.
- Вот этот момент получился просто классно! – режиссер восхищенно качает головой. – Парень, да ты прирожденный артист.
- Материала для серии достаточно, - говорит Ронни. – Можно запускать в эфир.
- Что со следующей серией?
- Чарльз ездит по маршруту. Должен привезти картинку в четверг.
- Успеем обработать к эфиру?
- Конечно, Фрэнк, без проблем.
- Что приуныл, Люк? – обеспокоенно спрашивает режиссер. Он знает, что Люку вредно перегреваться, а в студии во время съемки жарко, словно в печке.
- Как ты себя чувствуешь? – Ронни берет Люка за руку.
- Хорошо, - вежливо отвечает Люк.
- Мы лучше поедем, Фрэнк, - говорит Ронни.
- О`кей. Удачных выходных.
* * *
Дома его ждет письмо. Монтана, Биллингс. На марке – заснеженные горы и хищная птица с крючковатым клювом. Ответ из Монтаны! Люк забывает, о чем хотел поговорить с Ронни. Да ей и не до него. Она перебирает счета, потом достает записную книжку и идет к телефону. Люк кладет в карман письмо от родителей и торопливо отрывает уголок конверта с незнакомым адресом. В конверте сложенный пополам тетрадный листок. Люк разворачивает линованную страничку.
«Мистер Робертс, я получил ваш письмо, но не уверен, что могу помочь вам. Отец уехал во Вьетнам, когда мне было семь лет. С тех пор я больше его не видел. Да, у меня остались письма. Не думаю, что они представляют большую историческую ценность, но если вам это интересно, приглашаю вас в Штат Сокровищ. Я согласен предоставить вам фотокопии после личного знакомства. Хотелось бы подробно узнать, для каких целей вы собираетесь использовать материал. Норман Скотт».
Внизу страницы написан телефон.
Люку не терпится сразу же набрать номер, но в гостиной Ронни. Похоже, она заняла телефонный аппарат надолго. Надо запастись терпением. И Люк читает письмо от родителей. Они всегда пишут одинаково. Люк помнил их письма еще со времен Вьетнама. Папа и мама не хотели его расстраивать и писали, что у них все хорошо. И что они скучают. А Люк отвечал им в том же духе. Писал, что дождь идет. Несколько месяцев к ряду. Из писем выходило, что большей напасти, чем дождь, с ним там не случалось. А еще он писал про свой взвод и о том, какой отличный парень их сержант. Потом Люк перестал писать совсем. Скотт запретил. Разрешалось только черкнуть пару слов о погоде и о том, что с ними все в порядке – чтобы родные не беспокоились. Нельзя было болтать лишнего. Люк до сих пор не знает, почему им тогда не показался странным этот приказ. Они думали, что Скотту видней. Может, и в самом деле такой приказ пришел… Они подчинялись приказам. Вот и все. И еще они верили сержанту. Привыкли ему верить, во всем полагаться на него. И пропустили Момент.
Ронни входит в спальню и роется в шкафу.
- У меня встреча с Лиз.
- Хорошо, - кивает Люк.
Лиз – литературный агент и будет издавать книгу Ронни про проект «Универсальный солдат».
- Ты найдешь, чем себя развлечь?
- Конечно.
Ронни достает из шкафа нарядную блузку и прикладывает к себе.
- Как думаешь, лучше с брюками или с юбкой?
- Я не знаю.
Ронни с досадой сдувает светлые волосы со лба.
- Советчик из тебя… - она кидает блузку на постель и снимает с вешалки юбку. – Ладно. Я буду поздно.
- За тобой заехать?
- Я на такси, не волнуйся.
Ронни уходит в ванную, а Люк хватает телефонную трубку. В другое время он бы расстроился, что Ронни уходит, но не сейчас. Гудки, гудки… Целую вечность. Никто не отвечает. Люк разочарован. Наверное, Норман на работе. Или просто вышел из дома.
В ванной шумит фен. Ронни сушит волосы.
Приятные запахи – шампунь, духи, крем. Его жена очень красивая женщина. Ему многие завидуют. Думают, что Люку страшно повезло. И Ронни тоже завидуют. Но вот только… Только… Спроси он Ронни, счастлива ли она – сразу получит ответ, что да. Но Люк-то знает, что счастье Ронни в ее работе, а не в замужестве. И Люк не понимает, зачем она вышла за него. Он вообще не понимает, зачем все это было. И зачем есть.
- Как некстати эта встреча, у меня море работы, - Ронни застегивает жемчужные пуговки на блузке. – Ну, я побежала. Не скучай.
Ронни на бегу целует Люка.
- Когда мы поедем в Мэро? – спрашивает он.
Ронни уже открывает дверь.
- Люк, пока мы уехать не можем.
Дверь закрывается.
* * *
В письме он назвался Робертсом. Девро – необычная фамилия, и последнее время она постоянно на слуху в прессе. Люку не хочется, чтобы Норман сразу понял, кто к нему пожаловал. И вообще неизвестно, как он отреагирует, когда узнает, кто такой Люк на самом деле. Люку и без того противно, потому что пришлось наврать с фамилией. А еще больше лжи наворачивать – это уж совсем ни в какие ворота. Но когда жена репортер, кое-чему поневоле научишься. А Люк быстро учился. Он видел, что делает Ронни, добывая информацию, и просто скопировал ее действия. Служащие из Комитета Ветеранов были очень добры и прислали ему адрес уже через неделю. А вот ответа Люк ждал месяц. Или Норман долго раздумывал над его посланием, или просто не охотник писать – все руки не доходили… Люк перестал надеяться на письмо, а Норман взял и написал.
Люк не знает, что говорить, если Норман возьмет трубку. Сначала надо условиться о встрече. Из разговора Ронни и Фрэнка он понял, что он им на следующей неделе не нужен. Значит, он может купить билет и лететь в Монтану. Если Нормана это устроит.
Люк звонит снова и снова. В трубке долгие гудки.
* * *
Скотт упомянул о сыне лишь один раз.
Они тогда прорвались через окружение и уходили от преследования в джунгли. Для Люка это был первый из множества тяжелых переходов, последовавших потом один за другим. Их гнали несколько часов, но им все-таки удалось оторваться. Скотт уводил их дальше и дальше на восток, хотя надо было брать южнее, но они, не останавливаясь, бежали и бежали через этот проклятый лес. Всю ночь. Скотт остановился лишь с первым лучом солнца. Люк помнил, как сержант сказал: «Привал!», и они упали на землю. Вместе со снаряжением. Просто упали и лежали без движения.
Бейд был легко ранен, а Уотсона и Тайлера здорово поцарапало, но все они были живы. Живы. Скотт вытащил их. И что не менее важно, он дал им отдохнуть после. Потом его взгрели за то, что взвод не пришел вовремя, но они бы умерли в этих чертовых джунглях, если бы Скотт в тот же день заставил их идти. Они пошли ночью. А днем спали по очереди. Первую вахту нес Скотт. Люк должен был сменить его через два часа. После сна он чувствовал себя получше и пришел на смену сержанту довольно бодрым шагом.
Им пришлось ломиться напрямик через лес и болото, в темноте, и вид у доблестных «зеленых беретов» был хлеще, чем у помойных крыс после дождя. Солдаты так вывалялись в земле и тине, что на камуфляжной ткани от грязи даже темно-зеленых пятен не разглядеть. И сержантских нашивок на куртке Скотта тоже не было видно. Люк уже понял, что тут, в этих непролазных джунглях, звания отличия не имеют. Тут у всех положение одинаковое. И выглядят все одинаково.
Небритое перепачканное лицо Скотта с запавшими глазами не очень отличалось от лиц постоянных клиентов «похоронной бригады». Люк подозревал, что сам выглядит не лучше. Но он хотя бы поспал.
Скотт поднялся с земли и выпрямился. Сержант был на полголовы выше Люка. Нелегко ему приходилось тут при таком росте. Видно его издалека, отличная мишень, но в отличие от Диллана Уотсона, который в первую же неделю службы успел схватить свинцовую фасоль, Скотт так легко на пули не нарывался, хотя фигура у него не менее внушительная, чем у Диллана, прозванного за габариты Кинг-Конгом.
«Хорошая ночка выдалась, а, Девро?»
«Так точно, сэр», - автоматически отозвался Люк.
До этого дня они почти не разговаривали. «Выполнять» – «Есть, сэр!» вот и все общение.
«Устал, рядовой?», - Скотт достал фляжку и медленно открутил крышечку.
«Немного, сэр».
Люк смотрел, как сержант пьет, и думал, что Скотт, наверное, не хочет оставлять его на часах одного. «Он мне не доверяет». Люку было досадно, но он знал, что не имеет права протестовать. Если Скотт решил остаться с ним, придется смириться.
Скотт прицепил фляжку к поясу. Прошел несколько шагов и остановился.
«У тебя есть дети, рядовой?» - спросил он.
«Нет, сэр».
«А у меня сын».
Люк понял, что сержант настроен на разговор, и осторожно спросил:
«Сколько ему лет, сэр?»
«Десять. Служить нескоро… - Скотт потер ладонями лицо. – Но, Господи, я надеюсь, это кончится раньше, чем его призовут, - устало добавил сержант. Он покачал головой и слабо улыбнулся Люку. И тот неуверенно ответил на эту улыбку. Люк впервые видел, как Скотт улыбается. Улыбка делала его совсем молодым. Люк даже удивился. Но лицо сержанта мгновенно посерьезнело и стало суровым, почти жестоким. – Не спать на посту, рядовой!»
«Так точно, сэр!» - ответил Люк.
Скотт пошел проверить, сменил ли Хендерс Беккета. И Люк вдруг ясно осознал, что Скотт не просто абстрактный командир взвода, жесткий и бесчувственный планировщик, умеющий только муштровать и отдавать приказы. Скотт был таким же, как они. И он был с ними. Люк тогда подумал: «Нам повезло».
Да, им повезло.
* * *
Люк набирает номер уже по памяти. И вместо гудков наконец-то голос. Женщина.
- Здравствуйте. Я могу поговорить с Норманом Скоттом? – спрашивает Люк. Он почти не волнуется. Наверное, многочасовое общение с камерой сделало свое дело.
- Подождите, пожалуйста, - доброжелательно отвечает женщина.
Люк слушает, как она идет по комнате. Ее приглушенный голос доносится откуда-то издалека.
- Вас к телефону!
Раздается щелчок. Видимо, в доме есть второй аппарат.
- Да?
- Мистер Скотт? – на всякий случай уточняет Люк.
- Да.
- Здравствуйте, это Люк… Робертс. Я получил ваше письмо.
Собеседник молчит.
Люк думает, что Скотт не может вспомнить, о каком письме идет речь, и начинает объяснять:
- Я писал вам с просьбой…
- Я помню, мистер Робертс. Я получаю не так уж много писем, чтобы забыть ваше. Вы принимаете мое приглашение?
Когда Норман Скотт произносит это, у Люка язык прилипает к нёбу. Он никак не ожидал когда-нибудь снова услышать голос сержанта.
- Я… Да. Я вылетаю ближайшим рейсом.
- Прекрасно. Но вам придется брать такси. Моя машина сейчас в ремонте, я не смогу вас забрать из аэропорта.
- Я разберусь, - с усилием отвечает Люк и понимает, что ему надо как можно скорее принять холодный душ. – Я позвоню, когда закажу билет, и сообщу вам дату.
- Идет, - говорит собеседник и вешает трубку.
Подчинение приказам. Застывшие лица в клубах морозного пара. «О`кей, ребята, почистим память». И снова темнота. Иногда ему хотелось задать вопрос, посмотреть в глаза, узнать, что происходит… Но после очистки памяти он уже не помнил причину своего беспокойства. Врачей в лаборатории это полностью устраивало. Универсальным солдатам запрещались эмоции и вопросы. И вообще все, свойственное обычным людям.
«Джи-эр`13 наблюдает за Джи-эр`44».
«Этого не может быть».
Десять суток его и тринадцатого держали то в изолированной холодильной камере, то в отдельном кабинете в лаборатории, и не давали никаких приказов. Вели видеозапись, проверяли показания датчиков, но так и не заметили ничего подозрительного. Солдаты не проявляли друг к другу интереса. Хотя Джи-эр`44 не понимал, для чего их изолировали, это его не беспокоило. Как и тринадцатого. Они часами сидели неподвижно друг напротив друга, и ни один из них ни разу не взглянул на другого. Универсальные солдаты не контактировали между собой, если этого не требовала миссия. А сейчас миссии не было, и приказов им никто не давал. Потому они просто ждали. Много часов подряд. Универсальный солдат был запрограммирован выполнять приказы. Мыслить самостоятельно, задавать вопросы, обсуждать приказы и ставить их под сомнение они не умели.
* * *
Люк не подозревает, что Норман не избавился от его подарка – набора видеокассет. Они переехали в новую квартиру вместе с другими пожитками. Позже Норман нашел подарок Люка и очень удивился, ведь он был уверен, что выбросил его. Подержал в руках, машинально положил в одну из коробок и забыл.
Переезд отнял довольно много времени и сил, и первый месяц Норману было не до культурного досуга. А потом как-то выдалось несколько свободных часов, Норман решил разобрать вещи и снова наткнулся на кассеты. Он не знал, откуда взялось желание пересмотреть этот фильм. Норман включил видеомагнитофон, и выходной пролетел так, словно время шло с удвоенной скоростью. И когда заканчивались титры, Норман вдруг понял, что скучает по разговорам с Люком. Открытие было таким ошеломляющим, что сначала Норман пришел в бешенство. То, что Люк сделал, не поддается никакими оправданиям. И даже если бы Норман хотел, он не смог найти объяснения его поступкам. Какого же черта тогда? Они не друзья. Так, приятели. Но что-то такое в Люке есть… Что? Да просто Норман привык к нему. Вот в чем дело. Конечно, привыкнуть можно ко всему. И к плохой погоде тоже. Но Люк – это хорошее. И не надо спрашивать себя, как с Люком связано это самое хорошее. Связано. И закончилось все слишком быстро… Вот причина: он не успел смириться с мыслью, что Люка в его жизни больше нет.
Теперь Норман часто смотрит «Бесконечную войну». Иногда просто слушает голос Люка. Иногда прокручивает в голове его рассказы и примеряет к кадрам на экране.
Сегодняшняя ночь – не исключение. Норман лежит на матрасе, брошенном на пол. На груди у него пепельница. Свет везде выключен, в темноте светится лишь экран телевизора. И тихий голос Люка говорит:
- …никто из нас не хотел продолжать войну…
«Джи-эр`44 и Джи-эр`13, вернуться на свои места».
«Есть, сэр», - в унисон прозвучали два лишенных эмоций голоса.
Солдаты пересекли квадратную комнату без окон и прошагали в холодильную камеру, где находились остальные унисолы.
Людям за пультом стало неинтересно наблюдать за ними.
Их кресла были рядом. Сорок четвертый опустился в свое и откинулся на спинку. Пальцы легли на подлокотник и привычно коснулись кнопки для инъекций. Тринадцатый устроился по соседству. И вдруг в памяти сорок четвертого цветными иглами стало проявляться что-то непонятное. Серо-зеленые пятна камуфляжа на залитом солнцем поле. Они стояли на построении, а перед ними возвышалась фигура…
Сорок четвертый повернулся к соседу и встретился с пристальным взглядом темно-серых глаз. Солдат не растерялся. Он не умел испытывать эмоции. Но он точно знал, что тринадцатый… Цветные искры в мозгу начали гаснуть одна за другой.
«О`кей, ребята, почистим память».
И снова темнота.
* * *
Утро. Норман собирается на работу. После занятий с группой у него свидание с Джун. Они опять начали встречаться, и, наверное, Джун уже ждет, когда он предложит переехать к нему… Да, она бы мигом превратила склад, где он живет, в жилую квартиру. Но Норману сейчас хочется пожить для себя. Так, как он уже давно не жил. Поэтому пока их с Джун отношения ограничиваются нечастыми встречами. И, видимо, оттого, что встречи редки, им приятно бывать вместе.
- Норман, как дела? – Джимми, охранник на въезде, не торопится открывать ворота.
- Нормально.
- Все забываю спросить: твоя кузина больше не появлялась?
- Слава Богу, нет, - просто отвечает Норман.
- Но ты хоть показал ей то, что она хотела? – Джимми многозначительно играет бровями, давая понять, что не верит ни в какую кузину.
- Открывай, толстяк, - Скотт смеется. – Или я твою будку по воротам размажу.
Дни безумные. Сумасшедшие дни. Норман трогает заживающий порез под глазом и почему-то улыбается. Именно так: сумасшедшие. Черт. А ведь мир все еще способен вставать с ног на голову, хотя Норман был уверен, что мир его удивить больше не сможет.
Пора приниматься за работу. Теперь он не лейтенант и не мистер, а санитар. Старшая медсестра, как всегда в его смену, попадается навстречу словно случайно.
- Доброе утро, Норман.
- Доброе утро, Элис.
- Как прошли выходные?
- Отлично, спасибо.
Элис изумленно смотрит ему вслед.
В конце коридора доктор Брайн орет в телефон:
- Какой умник воткнул этого амбала в отделение к овощам? Он нам нужен на третьем этаже!
Норман машет Брайну рукой.
Тот прикрывает трубку ладонью.
- Привет, тренер. Как настроение?
- Отлично, док.
- А ведь не врешь, Скотт!
Норман улыбается. Точно. Он не врет. Самое мерзкое в жизни – это не предательство и не одиночество, а чувство ненужности. Иногда хватает за горло настолько крепко, что хочется… Да ничего не хочется. И жить тоже. Но появился Люк, упал, будто снег на голову, и в Нормане проснулся интерес к происходящему вокруг. Люк не знал, что вытащил Нормана со дна болота. Норман ведь никогда не говорил ему об этом. А, наверное, надо было. Тем более, что Вероника Робертс готова оплатить все расходы.
Норман усмехается. Девушка больше не вызывает в нем раздражения. Интересно, Люк понимает, насколько ему повезло? Норману даже немного завидно. Ради него никто из женщин собой не жертвовал. Обычно на жертвы всегда шел он.
Все-таки Вероника попала в точку. Норман остыл. С холодной головой воспринимать мир гораздо проще. Перестаешь думать, что кругом одни враги, факт. Уродов хватает, но не все они свалились именно на него. Люк, конечно, устроил ему клинические испытания, но что с него взять? Он просто не знает, как надо себя вести. Теперь вот будет знать. Люди делают ошибки. Это заложено в человеческой природе.
Люк Девро. Принесло же тебя… Да, что-то между ними завязывалось, но до не разлей воды им еще очень далеко. Все оборвалось. Только вот не закончилось. Норману хочется отмахнуться и сказать, что это ему не нужно. Но он не может. Обманывать других – легко. Обманывать себя – бессмысленно. Норман привык к Люку. Странный парень настолько крепко вошел в жизнь Скотта, что теперь Норману не хватает его. Девчонка, жена Люка, права: Люк привлекает людей. Тех, кто забит ложью и жестокостью. Тех, кто сам жесток и фальшив. Люк не может исцелиться сам, но он исцеляет других. И это нельзя отрицать.
Норман не знает, хочет ли возобновлять общение с Люком. Но ему больше не больно. Наверное, хорошее начало?
* * *
Прошло какое-то время. Сорок четвертый не знал, сколько. Может быть, год. Может, десять лет. Понятие времени для унисолов не существовало. Но теперь, вместо светло-зеленых больничных комбинезонов они носили стилизованный под военную форму серо-желтый камуфляж.
Их разбили на пары. Сорок четвертого прикрепили к тринадцатому. Испытания показали, что Джи-эр`13 эффективнее работает в ближнем бою, а Джи-эр`44 идеально обеспечивает подступ к месту проведения операции и прикрытие. Каждый из унисолов был профессиональным бойцом, но при этом у каждого имелись свои сильные стороны. Полковник старался учитывать различные нюансы при планировании миссии. У тринадцатого коэффициент убойной силы превышал все показатели в группе, он убивал молниеносно, как змея, когда требовалось – голыми руками. Сорок четвертый же, если не получал конкретного приказа по устранению, обычно просто выводил противника из строя. Полковника озадачивала такая странность. А темнокожий лаборант продолжал настаивать на выводе этой боевой группы из проекта. На вопрос «Почему?» он отвечал: «Тринадцатый и сорок четвертый ведут себя не так, как другие».
Джи-эр`44 не понимал, что значит «как другие». Ему вообще не было дела до других. Он реагировал только на свой позывной, а еще он знал, что его пара - Джи-эр`13. И они выполняли приказы аккуратно, четко и в срок.
«Просто сбой».
«Джи-эр`13 не захотел работать с Джи-эр`44».
«Он не может хотеть или не хотеть!»
«Он не выполнил приказ».
«Он выполнил приказ и провел операцию отлично. Только с чужой группой».
«Так что, поменяем состав групп?»
«Нет. Они остаются вместе».
«Джи-эр`13 прекрасно знал, что делал, полковник. Ему не нравится сорок четвертый».
«Что вы такое несете?»
«У них был опасный спуск, и тринадцатый не захотел рисковать. Поэтому выбрал семьдесят четвертого».
«С меня довольно».
Мнительного лаборанта убрали из программы. Полковник Перри решил, что молодой человек склонен фантазировать и искажать факты. Тогда полковник еще не знал, что своей наблюдательностью парень спас себе жизнь.
Становится темно. Люк смотрит на небо. Тучи сгущаются, будет дождь. Но дождь в Мэро его больше не пугает. Если бы еще не было так больно, когда он вспоминает о Нормане…
Ронни подходит к нему и обнимает за плечи.
- Снова думаешь о нем?
- Нет, - Люк качает головой. – Я просто вспомнил, как все было там… В лаборатории.
- Тебе нужно это забыть.
- Забыть? – удивляется Люк.
- Вычеркнуть из памяти, - твердо говорит Ронни.
- Как это вычеркнуть? – недоумевает Люк. – Но я не хочу. Я хочу все помнить.
- Даже если это больно? – Ронни внимательно смотрит на него.
- Да, - отвечает Люк, и в его голосе нет ни тени сомнения.
- Ну, хорошо, если ты так хочешь.
- Хочу.
- Просто нелишне помнить еще и о том, что нужно жить настоящим!
- Да, наверное…. - Люк долго молчит, а потом тихо спрашивает: – Но что делать, когда есть только прошлое?
* * *
Норман возвращается на пост в одиннадцать вечера и ставит подпись в графе «Обход».
- Как дела? – спрашивает ночная сиделка.
- Все спят.
- Ты серьезно?
- Самому не верится, Джули.
В двенадцать Норман снова уходит. Отделение спит мертвым сном. Этаж, днем наполненный бормотанием и всхлипами, словно вымер и напоминает морг. «Кажется, Элис переусердствовала со снотворным», - думает Норман.
Джули размешивает сахар в бумажном стакане с кофе.
- Тебя к телефону, - говорит она, показывая пластмассовой ложечкой на трубку, лежащую рядом с регистрационным журналом.
У Нормана округляются глаза.
- Шутишь?
- Нет.
- Кто это?
- Она не представилась. Голос приятный, - ехидно добавляет Джули. – Использование телефона в личных целях, ммм?
- В каких личных целях, ты о чем? Мне за шесть лет сюда ни разу не звонили.
- Знаю, Скотт, к тебе не придерешься. Ну ладно, не заставляй девушку ждать.
Норман подходит к столу и берет трубку.
- Да?
- Мистер Скотт, это Ронни Робертс.
- А.
- Простите за беспокойство. Но мне нужно поговорить с вами.
- Что, Пентагон снова потерял секретные сведенья? – Норман вздыхает. У него даже нет сил на раздражение.
- Завтра кое-что будет в газетах. Хотела вас предупредить.
- Кое-что? Миз Робертс, вы надо мной издеваетесь?
- Нет. Некоторое время назад кто-то сфотографировал вас с Люком в Биллингсе и продал в газеты эти снимки вместе со статьей. Не знаю, в какие еще издания они попадут, но мне сообщили, что материал точно будет на первой странице "Лос-Анджелес таймс".
- Какой еще материал?
- О вас и Люке. О том, что вы часто виделись раньше, но стали непримиримыми врагами после истории с Джи-эр`13.
Норман обдумывает ее слова.
- Я думал, это уже закончилось, - наконец, произносит он.
- Не закончилось. Я не хочу, чтобы Люк это увидел. Он сейчас в Мэро, там плохо со свежими новостями, но рано или поздно он узнает. Завтра я поеду к нему. Попробую как-нибудь подготовить…
Норман ожидает, что Ронни снова станет упрашивать его поговорить с Люком, но Ронни почему-то не делает этого.
- Зачем вы мне звоните?
- Предупредить. Чтобы это не стало для вас неожиданностью завтра утром. Еще раз извините за беспокойство. До свидания.
- Подождите, миз Робертс.
- Да?
- Как Люк?
- Ему лучше. Было лучше.
- Он справится.
- Я надеюсь, мистер Скотт, Люк сильнее, чем кажется, но…
- Зовите меня Норман, - перебивает он.
Ронни на том конце провода спотыкается на полуслове и продолжает совсем другим тоном:
- Хорошо… Норман.
- Похоже, мы снова в одной лодке.
- Да. Похоже.
- Миз Робертс…
- Вероника.
- Вероника. Скажите, сенсацию вообще когда-нибудь используют во благо, а не во вред?
- Смотря какие цели преследуют…
- Может быть, все-таки дать вам интервью?
- Не нужно, Норман. Люку оно не поможет. Он поймет, что мы делаем это нарочно. Ради него.
- Так объясните ему, что ради себя я бы никогда этого не сделал, - отвечает Норман. – Позвоните, если надумаете. До свидания, Вероника.
Джули вопросительно смотрит на Скотта.
- Все в порядке?
- До утра – да, - Норман кладет трубку на рычаг.
- Что ты имеешь в виду?
- Утром узнаешь, - отвечает Норман.
Ох, черт побрал все это…
Телефон разрывается от звонков. Норман снимает трубку с рычага и пытается поспать после ночного дежурства, но сон не идет. И Норман курит, не сводя глаз с газетного листа, на котором красуется большая, чуть размытая фотография, сделанная в аэропорте Биллингса. Как же звали того нахала с фотоаппаратом? Ренделл. Точно. Но автором фотографии значится некая Беверли Хант. Имя, конечно, можно подделать… Норман вспоминает звонок Ронни. Она позвонила предупредить его. Просто так. Едва ли рассчитывала, что он сжалится и предложит помощь. Ронни ведь даже не поверила, когда он предложил.
Ладно. Норман садится и сбрасывает одеяло. Пора вмешаться. И это никакое не великодушие. Они все уже порядком нахлебались дерьма из-за украденных дискет. Люк, что бы он ни натворил – нарочно или случайно – не заслуживает повторения истории. Хватит. Мертвые мертвы, даже если о них пишут книги.
У подъезда Нормана поджидает несколько человек.
«Господи, ну и горазды же они вынюхивать. А мы еще боремся за право о неприкосновенности жилья и требуем не вмешиваться в личную жизнь…» - усмехается Норман. Но сегодня это ему на руку. Он идет по тротуару, делая вид, что не собирается давать никаких интервью, а сам прислушивается к голосам следующих за ним людей. Сейчас они совсем отчаются, и тогда… Норман замечает плотно сбитого лысоватого мужчину, обвешанного фотообъективами. Джордж Ренделл. Старый знакомый.
- Мистер Скотт, как вы можете прокомментировать?..
- «Чикаго Монинг Пост», вы на самом деле…
- Пару слов для прессы…
Ренделл выступает вперед с диктофоном наизготовку.
- Пожалуйста, у меня всего три вопроса.
- Правда? – Норман останавливается и медленно оборачивается к журналисту. Скотт отлично знает, что после бессонной ночи выглядит не очень дружелюбно, и старается усугубить эффект одним из своих прищуров. Многие говорили Норману, что у него при этом становится такой взгляд, словно он сейчас нажмет курок.
И Ренделл испуганно замирает, не зная, бежать ему или стоять на месте.
- Хорошо, я отвечу на ваши вопросы, - Норман чуть ли не заворачивает журналисту руку за спину и тащит его за собой к машине. Остальные, совершенно ошарашенные, трусят за ними, наперебой выкрикивая вопросы, но Скотт не отвечает и молча запихивает в «Линкольн» полупарализованного от страха Джорджа Ренделла.
- Прошу прощения, господа, мистер Скотт отказался комментировать ситуацию, - Норман захлопывает дверцу и обходит автомобиль, доставая ключи. – Так и напишите: отказался. Всего хорошего.
Норман садится за руль.
Ренделл мертвой хваткой держится за диктофон, словно охотник на вампиров за библию.
Они проезжают пару кварталов, и Норман паркуется у большого торгового центра.
- Ну, - Скотт поворачивается к Ренделлу, - как поживает Беверли Хант?
Журналист с опаской смотрит на своего похитителя.
- О ком вы говорите?
- Вы знаете, о ком, мистер Ренделл.
- Вы помните мое имя?
- Конечно, мистер Ренделл. У меня был такой род занятий, что память на имена и лица просто необходима, - Норман снова прищуривается, и журналист с трудом проглатывает застрявшую в горле слюну.
- В прыти вам не откажешь, мистер Ренделл, - Норман глядит на фотоаппарат и объективы. – И многим вы сломали жизнь с помощью этой штуки?
- По крайней мере, я никого не убивал, - говорит Ренделл.
Норман усмехается.
- Верно. Вы не убиваете. Вы калечите людям судьбы и получаете за это деньги.
Несколько секунд они молча смотрят друг на друга.
Потом Норман откидывается на спинку кресла и интересуется:
- Сколько времени вам понадобится, чтобы продать свои материалы Беверли Хант?
- Что?
- Интервью должно появиться самое позднее – послезавтра.
Ренделл потрясенно глядит на Скотта.
- Это возможно? – спрашивает Норман.
- Д-да.
- Прекрасно. Но если вы переврете хоть одно слово, мистер Ренделл…
Журналист меняется в лице.
- О… Мистер Скотт! Вы напрасно беспокоитесь. Я буду предельно точен. Можете не сомневаться…
- Тогда приступим.
- Конечно, конечно… - Ренделл берет диктофон в правую руку и нажимает на кнопку записи. – Скажите, в связи с сенсационным репортажем, который прошел в СМИ в прошлом году, не изменились ли ваши отношения с одним из участников скандала?
- С Люком Девро? А с чего бы они изменились? Для меня все эти события не были сенсацией.
Ренделл с недоверием смотрит на Нормана.
- Да? Мистер Девро рассказал вам всю историю от начала до конца?
- Именно так, - кивает Скотт. – Поэтому, когда Америка пребывала в шоке, я свой шок уже пережил.
- То есть, вы хотите сказать, вы и мистер Девро не перестали общаться после…
- Нет, не перестали. Люк Девро находился на длительном лечении. Проходил восстановительный курс. У меня тоже были дела. Мы не имели возможности навещать друг друга. Но мы не теряли связи.
- Значит, слух о вашей вражде сильно преувеличен?
- Хотелось бы узнать, кто его распространил, - ухмыляется Норман и добавляет серьезно: - Все это ложь. Никакой вражды не было.
- Неофициальные источники утверждают…
- Мистер Ренделл, мне плевать на неофициальные источники. Просто поймите одно: война закончилась.
Журналист открывает рот для очередного вопроса, но Скотт повторяет:
- Война закончилась. Я хочу, чтобы это обязательно вошло в статью.
Ронни приезжает рано утром. Миссис Девро хочет разбудить Люка, но Ронни просит не делать этого. Через два часа у нее самолет. Она не может задерживаться.
- Я на одну минутку, - объясняет Ронни. В руках у нее две газеты, которые девушка держит осторожно, словно букет.
Миссис Девро провожает невестку удивленным взглядом.
Ронни на цыпочках крадется по коридору, скидывает туфли и в одних чулках входит в комнату Люка.
После лечения сон у него нормализовался. Теперь Люк спит по восемь-десять часов, крепко и глубоко. По рекомендации врача он не засиживается допоздна и ложится не позже одиннадцати. Доктор Дункан сказал ему соблюдать режим, и Люк четко следует указаниям. Хоть тут на него можно положиться. Ронни осторожно кладет рядом с ним на подушку две газеты: «Хот ньюс» и «Лос-Анджелес таймс». На обложках обеих газет крупный заголовок «Война закончилась». И фотография Нормана Скотта. Ронни выходит и осторожно прикрывает за собой дверь.
Девушка спускается в гостиную и прощается с миссис Девро, обещая приехать, когда появится свободное время. Задерживаться он не может, ее ждет такси. Надо поторопиться.
Ронни смотрит на теряющийся за деревьями дом и понимает, что, конечно же, она еще вернется сюда. Только, наверное, не как жена, а просто как старый друг семьи… Нужно привыкать к этому уже сейчас, потому что скоро все станет именно так. Но Ронни меньше всего думает о себе. Главное, когда Люк проснется, для него начнется новая жизнь. С будущим, где нет войны.
Конец
Вьетконг (Ви-Си) – название групп южновьетнамских повстанцев, получавших поддержку вооруженных сил Северного Вьетнама в ходе войны во Вьетнаме. Происходит от Viet Nam Cong San – «вьетнамский коммунист».
Gooks (гуки) – пренебрежительное прозвище азиатов, происходит от корейского слэнгового слова, означающего «человек», вошло в обиход во времена войны в Корее.
Dear John letter (письмо для дорогого Джона) – разговорное название письма, в котором девушка, оставшаяся дома, сообщает солдату о том, что больше его не любит.
Джи-ай – американские солдаты.
Арлингтон – национальное военное кладбище в Вашингтоне.
Почему Люк обращается к местной девушке по-французски – до того, как на территорию Вьетнама высадились американцы, во Вьетнаме долгое время находились французские войска, поэтому кое-кто из местного населения немного знал французский.
Форт Брагг - одна из военных баз США, где обучают морских пехотинцев.
(Часть пояснений взята из романа Густава Хэсфорда «Старики», в остальном я поверила на слово Арчу Стрэнтону).